Поиск

Форма входа

Мы существуем

Опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 120

Чат

Мы Вконтакте

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мотивация танцоров
Мне кажется, что второе место среди психологических трудностей тренеров в спортивных танцах занимает проблема мотивации танцоров на тренировочный процесс. Первое место отдано взаимоотношениям тренеров и родителей J.



Под мотивацией я понимаю желание тренироваться, желание достигать результата, желание делать спортивную карьеру и желание эффективно решать текущие проблемы и задачи, неизбежно возникающие на этом пути. Но мой взгляд именно мотивация определяет успешность или не успешность танцора. Каждый из вас наверняка сталкивался с ситуацией, когда одаренный танцор, для которого созданы все условия, тренируется спустя рукава или вообще оставляет спортивную карьеру. Вот именно такие случаи создает та или иная мотивация танцора. В качестве примеров в течение лекции я буду упоминать танцора-мальчика, но мы знаем, что ситуация универсальна.



Иногда тренеры путают низкую мотивацию танцора с отсутствием у танцора условий для эффективных занятий. Это такие условия, как большая учебная нагрузка в школе, отсутствие денег, некому привезти на занятия и так далее. В связи с этим я бы хотела в первую очередь озвучить признаки низкой мотивации танцора.

Самое простое правило, позволяющее отследить разницу между мотивированным танцором и немотивированным – это известная поговорка «Кто хочет – тот ищет возможности, кто не хочет – тот ищет причины». Другими словами, если вы видите очень много причин, по которым танцор не может выполнять тренировочные требования и заниматься в необходимом режиме – это означает, что у него низкая мотивация.

Верно так же другое явление: чем больше тренер создает для танцора специальных условий, тем больше это означает, что высокая мотивация у самого тренера, и это дает повод танцору бессознательно снижать мотивацию.

Любые психологические модели поведения обладают следующей закономерностью: если в одном месте очень много, то в другом очень мало. Общая масса остается всегда одинаковой.

Итак, признаки немотивированности танцоров:

1. Танцор плохо слышит ваши слова, либо слышит с опозданием, часто отвлекается на посторонние явления: чужие разговоры, присутствующих людей, возникающие звуки и так далее.

2. Движения танцора отличаются вялостью, низкий уровень энергии в теле.

3. Танцор не задает уточняющих вопросов (это может происходить и по другой причине – из-за желания танцора казаться очень понятливым).

4. Танцор регулярно опаздывает на занятия.

5. Забывчивость танцора, проявляющаяся как в танцевальной информации, так и в других явлениях: забывание тренировочных вещей, тренировочных заданий, правил поведения и так далее.

6. и вышеназванное больше количество причин, из-за которых танцор якобы не может выйти на турнир, прийти на тренировку, выполнить тренировочное требование и так далее.

Если вы видите наличие в поведении танцора несколько из перечисленных признаков – это точно означает низкую мотивацию танцора.

Прежде, чем заниматься повышением мотивации танцора, следует определить причину низкой мотивации. Это важно постольку, поскольку есть причины, которые вы не сможете изменить. Тогда, в такой ситуации, возможно, лучшим выбором будет помочь ребенку осознать его немотивированность с тем, чтобы он оставил танцы. Я считаю такой вариант поведения тренера не только гуманным, но и полезным как для самого танцора, так и для коллектива. Однако, если перед вами стоит задача удержать как можно больше ребят в клубе – забудьте об этом варианте, он подходит только для тех тренеров, которые ориентированы исключительно на высокие результаты танцоров, и количество занимающихся в клубе не играет для такого тренера важной роли.



Мотивация не является неизменяемой чертой характера. Тем более – у ребенка, чья психика очень гибка и подвержена самым различным влияниям. На его желание тренироваться влияет несколько факторов:

1. Позиция родителей по отношению к его танцевальной деятельности, его результатам, к его тренерам и танцевальной жизни в целом

2. Позиция и методы работы тренера

3. Результаты занятий и выступлений

4. Отношения в паре

5. Индивидуальный характер, сложившийся благодаря специфике воспитания.



Существует только один пункт из вышеперечисленных, в который тренер не может вмешаться – это индивидуальный склад характера танцора. Даже при искусном владении психологическими приемами, тренер не может повлиять на характер танцора в связи с тем, что те или иные черты в его характере формируются и поддерживаются той моделью взаимоотношений, которая сложилась в его семье. Согласитесь, что в семье он находится чаще, чем в тренировочном зале. И каждый раз, когда он бывает в семье, его привычные черты характера поддерживаются различными способами поведения членов семьи, и в основном – неосознанно.

Тем не менее, у тренера есть возможность «заходить» на мотивацию танцора еще с нескольких сторон.

Самая, на мой взгляд, важная составляющая – это позиция родителей. Часто оказывается, что тот или иной талантливый танцор оказывается не поддержанным родителями в его стремлениях, и тогда его мотивация медленно угасает. Другой вариант – когда родители чересчур увлечены так называемой «танцевальной политикой» и отравляют мотивацию танцоров рассуждениями о том, что танцевальная карьера делается не в тренировочном зале, а в судейской.

Некоторые родители, так же, считают, что их ребенок должен всегда приходить из зала счастливым и довольным, и если он бывает расстроен – это, мол, дурной знак, начинаются претензии к тренеру или сомнения в танцевальном таланте ребенка. Это происходит в том случае, если родители не знают о том, что расстраиваться из-за неудач – это нормальная реакция любого человека на трудности, а так же что спортивная карьера состоит из препятствий, которые необходимо преодолевать, приятно это или нет. Если ребенок воспитан таким образом, что он не привык справляться с трудностями, не привык решать какие-то жизненные задачи самостоятельно – это всегда является угрозой для его мотивации, поскольку любая трудность может его остановить навсегда или сильно снизить желание заниматься танцами. А без трудностей, как известно, спорта не бывает. Здесь приходится задавать вопрос: готовы ли вы смиряться с трудностями и терпеливо их преодолевать ради результата? Нужен ли вам этот результат настолько, чтобы вы были готовы смиряться с неприятными моментами?

В такой ситуации тренеру необходимо вовремя отслеживать неверное влияние родителей и проводить с ними разъяснительную работу. Если вы видите, что мотивация танцевать существует в основном у мамы, а у ребенка лишь пассивное сопротивление маминому желанию – посвятите в свои наблюдения родителей. Им важно пояснять, что лучший способ повысить мотивацию танцора – это предоставлять ему самостоятельность, право выбора, уважать его решения и хвалить за самостоятельные достижения.

К сожалению, я не могу в короткой лекции рассказать обо всех тех пагубных моделях родительского поведения, которые снижают мотивацию танцоров тренироваться, ибо их список очень велик и психологическая работа с «испорченными» родителями очень специфична, глубока по содержанию и бывает довольно длительной. Рекомендую направлять таких родителей ко мне на долгосрочную индивидуальную работу J.



Второй важный момент – это как сам тренер повышает или снижает мотивацию танцоров.

Один из лучших способов снизить мотивацию – это внушить танцору, что результат зависит не от его старания в зале, а от массы побочных эффектов, таких как: уровень партнерши, финансовые возможности (свои и партнерши), настрой родителей, качество судейства, наличие судейской поддержки и так далее.

Еще один хороший способ снижать мотивацию танцоров – это некорректное поведение тренера на занятиях: оскорбительные слова в адрес танцоров, унижающее высмеивание или унижающая критика, особенно – в присутствии других людей; и, конечно, физическое насилие – подзатыльники, удары по коленкам и так далее.

Еще один замечательный тренерский прием – это самому демонстрировать низкую мотивацию, проявляющуюся в опозданиях на занятия, неструктурированности занятий и графика тренировок вообще. Если у тренера нет дисциплины – у танцоров ее тоже не будет, поскольку, хоти мы того или нет, уже сам статус тренера ставит его в позицию авторитета для танцора и это значит, что все то, что делает или не делает тренер, ученик бессознательно копирует.

Чудесный способ снизить мотивацию танцора – это проводить турниры, где танцоры становятся первыми незаслуженно, а потому что они – хозяева турнира. Они могут очень радоваться подаркам и местам и вы, таким образом, будете какое-то время иметь благодарных и восхищенных учеников и родителей. До тех пор, пока ваши танцоры не начнут соревноваться по-настоящему. Тогда здесь важно определить для себя вашу тренерскую стратегию: насколько долго вы собираетесь работать с данной парой? Вы хотите вести пару от начала до пьедестала или вы готовы снова и снова набирать начинающих? Вы занимаетесь массовостью или качеством? И то и другое редко удается совместить.

Третий, влияющий на мотивацию фактор – результаты турниров и тренировок. О результатах турниров я мало что могу добавить к вашему опыту: опытный тренер прекрасно знает, что пара не должна выходить на турнир, где выступают пары значительно выше их уровня. За исключением турниров по открытому классу, на который танцоров необходимо специально настраивать, объясняя, что это только проба сил и возможность танцевать с «крутыми» на одной площадке. Если родители спрашивают вас, зачем вы отправляете пару на открытый турнир, я советую объяснять, что такой турнир сильно подстегивает и мобилизует ресурсы пары, и по эффекту может стоить многих тренировочных дней. Ведь так оно и есть на самом деле.

Что касается результатов тренировок – здесь есть особенности. Тренировка должна быть устроена таким образом, чтобы в ней присутствовали обязательные для повышения мотивации элементы. А именно:

1. Должен быть момент трудности и личной ответственности танцора за преодоление этой трудности. То есть, должно быть тренировочное задание, в котором танцор сталкивается с трудностью и прикладывает усилия, чтобы ее преодолеть.

2. Тренер должен отметить, с чем танцор уже справился, а с чем еще нет.

3. Тренер должен пояснять, что если он хвалит – то хвалит за то, в чем танцор превзошел сам себя, но это еще не значит, что он этим превзошел кого-то другого.

4. Тренер должен стимулировать танцора проявлять собственную инициативу на занятии и задавать вопросы, уточнять задания.

5. Тренер должен побуждать танцора анализировать качество своего танца.



Другими словами, один из способов повышать способность танцора осознавать свою мотивацию – это все время возвращать его к его личной ответственности за результат. Здесь я имею в виду как результат на соревнованиях, так и результат каждой тренировки, а так же результат его поведения, взаимоотношений в паре и так далее. Девиз мотивированного коллектива: «Каждый сам отвечает за свои трудности». Это не подразумевает, что танцор не может обратиться за помощью к тренеру, это значит, что помощь оказывается танцору в улучшении его собственного танца и его собственного поведения, а не поведения и танца партнера.

Если тренер в своей работе в коллективе или в паре часто находит одних и тех же виноватых или ответственных, то точно всегда найдутся те, кому не достается ответственности. Такие ребята, как правило, привыкают перекладывать ответственность за свои проблемы на других людей или обстоятельства. Поэтому важно, что если делается замечание – оно должно делаться всем. А если это замечание касается только одного танцора – то другим танцорам делаются другие замечания.

Четвертый важный фактор, влияющий на мотивацию – это отношения в танцевальной паре. Если вы хотите чтобы в вашем коллективе отношения в парах были конструктивными – примите с ними правило, гласящее, что в паре нет правого или неправого, главного и ведомого, главный в паре – тренер. Если в паре возникают разногласия, то танцоры немедленно должны подходить к тренеру. Для убедительности вы можете поддерживать вниманием те пары, которые советуются с вами, приносят вам свои проблемы и трудности и подчеркивать, что те пары, у которых есть споры между собой, проигрывают чаще.

Разница в мотивации танцоров сама по себе может явиться причиной ухудшения взаимоотношений. Конечно, идеальный вариант – это подобрать такую пару, где все критерии, в том числе и уровень мотивации, будет совпадать. Однако, это редко удается. Поэтому важно помогать танцорам находить компромисс между собой, объясняя более активному, что его партнер – индивидуальность вот с такими чертами, его нельзя переделать, а можно только поощрять. А более пассивному говорить о том, что вот такой его партнер и есть – активный, целеустремленный, энергичный, честолюбивый, и это те черты, которые реально ведут к успеху. И так же важно всегда давать понять танцорам, что у них есть самостоятельный выбор: они могут отказаться от данного партнерства и искать более адекватное. Идеальных условий все равно нет, а время можно потерять. Танцоры должны понимать, что препятствий становится меньше только тогда, когда их преодолевают, а не тогда, когда их пытаются избежать. И дело тренера – уведомлять их об этом. Здесь для меня становится важным, насколько сам тренер подкован в понимании того, что

А) мотивация танцора и его родителей, карьера танцора – это личное дело танцора, а не тренера, тренер может только помочь.

Б) Личная мотивация тренера никогда не заменит мотивацию танцора, вы не сможете на турнире танцевать за него.

В) любой путь, каким бы не пошел танцор, имеет одинаковое количество плюсов и минусов, и то, какую пользу он извлечет из одного или другого направления, зависит не от направления, а от его личной способности извлекать пользу и расти.

Если для тренера эти постулаты являются верными, то он сможет донести их и до танцора. Если же тренер сам склонен избегать препятствий, переносить ответственность за происходящее на обстоятельства и других людей, то он неизбежно будет транслировать свои позиции танцорам, снижая их уровень ответственности и мотивации, хочет он того или нет.

Часто бывает так, что тренер сам провоцирует танцоров быть безответственными, немотивированными, своим поведением. Это выражается в том, что тренер сам решает многие проблемы, которые относятся не к его сфере ответственности, а к сфере ответственности танцора и родителей. Я очень подробно рассказывала об этом на конгрессе ФТСР этой весной и здесь снова приведу описание сферы ответственности тренера.

В компетентность тренера не входит:

· Определение эмоционального состояния и состояния здоровья спортсмена;

· Прогнозирование развития спортивной карьеры танцора;

· Решение семейных, финансовых, учебных и прочих личных проблем танцора.

Если же тренер берет на себя решение тех проблем, которые не входят в сферу его компетенции, то эти проблемы точно уже не решает сам танцор или его родители. Мало того, тогда и танцоры, и родители уже считают самим собой разумеющимся, что тренер берется за решение этих проблем.

Такие истории происходят с теми тренерами, которые боятся потерять коллектив или конкретных танцоров, или неадекватно оценивают свои тренерские возможности (занижают или завышают), или с теми, кто переоценивает свою способность формировать судьбу танцора.

Обычно, у таких тренеров есть собственные, личные, психологические трудности, проявляющиеся аналогичным образом и в их частной жизни. По моему опыту работы психотерапевтом я могу сказать, что пока вы не разберетесь со своими личными проблемами, у вас будут проблемы в коллективе J.

Еще одна проблема – проблема совмещения судейской и тренерской ролей в одном человеке – является в танцевальном спорте причиной очень и очень многих психологических несоответствий, серьезно и глубоко влияющих на ситуацию в танцевальном спорте в целом.

Посмотрите, что происходит, когда тренер и судья являются одним и тем же человеком.

Тренер заинтересован в том, чтобы конкретный танцор тренировался именно у него. Выходя на судейскую панель, он не может абстрагироваться от этого своего интереса. Таким образом, он уже является заинтересованным судьей, хочет он того или нет, даже если представить, что он обладает уникальными нравственными качествами. Итак, этот судья в течение турнира очень заботливо отсматривает на площадке своего танцора. Таких судей, озабоченных судьбой своих танцоров, может оказаться в судейской линейке несколько и тогда адекватность судейства волей-неволей снижается, при условии что все судьи – честные люди. Какими бы ни были высокими профессионалами данные судьи, на них влияет психологический фактор – привязанность к своему танцору. Согласитесь, если бы судья не был тренером, ему было бы легче быть безупречным профессионалом.

Разумеется, что данное положение вещей не скрыть от родительского и танцорского глаза. Мало того, и танцоры, и родители любят еще и «приукрасить» ситуацию, добавив судьям злонамеренности и корыстности в своих высказываниях о них. Высказывания сии в некоторых клубах принимают форму родительского общения во время ожидания детей во время тренировки. У детей свои тренировки, у родителей – свои, тренировки на тему «кто лучше всех разбирается в танцевальной политике». Мало-помалу, таким образом, формируется атмосфера в клубе, которая сведет на «нет» любые попытки тренера развить в детях мотивацию, поскольку их родители убеждены, что от стараний детей ничего не зависит.

Конечно, идеальный вариант решения этой проблемы – это разделить тренерство и судейство. Однако, до тех пор, пока это величайшее событие в истории танцевального спорта не произошло, лучшим способом снизить влияние данной ситуации на мотивацию танцоров будет пресекать любые обсуждения такого рода в своем клубе. Я убеждена в том, что если вы сможете объяснить родителям важность поддержки в танцорах их личной ответственности за результат и силу пагубного влияния на них подобных разговоров, мотивация танцоров в вашем коллективе сильно возрастет. Для того же, чтобы родители поверили вашим словам, необходимо вам самим быть убежденными в том, что «красоту ничем не замажешь», и что убедительно танцующего танцора невозможно задвинуть в отборочный тур.



Выше я говорила о том, что тренерская работа должна быть построена таким образом, чтобы пробуждать в танцоре личную активность, инициативность и ответственность на занятиях. Каким образом это можно делать?

Любая внутренняя инициатива пробуждается тогда, когда у танцора нет другого выбора, как проявлять инициативу. Попробуйте заменить тренировочные требования, к примеру, тренировочными вопросами, подвигающими танцора к анализу:



Как ты считаешь, что именно ты здесь делаешь правильно, а что неправильно?

Что именно здесь ты пытаешься делать?

Какую тренировочную задачу ты сейчас пытаешься решить?

Что бы ты хотел улучшить в своем танце? – давай поработаем над этим.

Посмотри на себя в зеркало: что ты замечаешь?

Когда вы просматривали видеозапись своего выступления, что вы заметили?



Так же для развития личной ответственности за результат подойдут следующие задания.

Оставьте своих танцоров на турнире понаблюдать за тем туром, в который они не вошли. Пусть расскажут вам, что общего есть в исполнении танцоров, вошедших в следующий тур? Чем прошедшие в следующий тур пары отличаются от них самих? Чего им самим не хватает, чтобы выйти в следующий тур? Каким образом они могут сделать у себя то, что им не хватает?



Самый лучший способ анализировать результаты прошедшего турнира – это подчеркнуть, какие именно ваши тренерские требования не были натренированы к турниру, а какие были выполнены. Любой результат, каким бы он ни был, должен быть полностью прокомментирован с той точки зрения, что сделал сам танцор, а чего он не сделал.

Любая ошибка или победа рассматривается с помощью вопроса: как ты это сделал?



С этой точки зрения очень важно не проводить так называемую «тренировку на турнире», когда вы, или родители, подсказывают танцору, что он еще должен делать в танце. Перед смертью не надышишься, в день турнира свой танцевальный уровень уже изменить нельзя. Если же вы будете тренировать их на турнире, во-первых, вы собьете их настрой, во-вторых, внушите ложную надежду о том, что на турнире можно исправить то, что не было сделано в тренировочном зале. В результате снова в зале тренировка не будет иметь должной концентрации, танцоры будут думать, что «вот на турнире-то они дадут жару!».

Если же говорить в общем, что именно должен делать тренер, чтобы поддерживать мотивацию танцора, то об этом можно сказать и так:

Тренер может делать что угодно, но каждый раз задавать себе вопрос: что это даст? Как это прибавит танцору личной ответственности? Как это поможет ему самому отслеживать, что с ним происходит?

Существуют ошибочные способы поддержания мотивации, которыми пользуются некоторые тренеры. Догадываюсь, что здесь таких нет, но там, на улице еще есть люди, которые внушают танцору, что он плохой, плохо тренируется, что партнерша не хочет с ним танцевать из-за того, что он такой плохой. Таким образом, они пытаются мобилизовать в танцоре дополнительные ресурсы. Я не могу сказать, что это не работает – это работает. Однако заканчивается эта история обычно огромной неприязнью к тренеру.

Есть довольно много способов стимулировать танцоров негативной информацией и негативными эмоциями, заставляя их злиться и доказывать свою полноценность и перспективность. Такие способы, конечно, будят так называемую спортивную злость, но точно убивают творческое начало. И, кроме того, такие способы стимуляции инициируют у танцора внутренний конфликт, в котором он пытается не столько развить в себе новые качества, сколько подавить неугодные. Такая внутренняя борьба отнимает довольно много энергии и танцор со временем в самом буквальном смысле теряет силы, становится неэнергичным, быстро устает.

Если вы хотите работать со «спортивной злостью», важно научиться не столько провоцировать ее, сколько заражать ею, с юмором, теплом и поддержкой, мягкой и нежной иронией, отмечая каждый мельчайший преодоленный уровень похвалой. Если вы умеете проводить занятия таким образом, чтобы танцор не чувствовал отвращения к себе, или к вам, или к партнеру, или к тренировочным нагрузкам и при этом чувствовал, что он реально изменяет свой танцевальный уровень – то это замечательные условия для формирования высокой мотивации.

Высокая мотивация, как правило, закрепляется успехами. И это не только победы на турнирах, но это ежедневные победы в тренировочном зале. Что-то еще удалось сделать, изменить – и это уже повод для мобилизации энергии для новых достижений.

В заключении я хочу сказать, что мотивация танцоров, если смотреть глубже – это проблема не танцоров J. Танцоры живут со своей пониженной мотивацией и нисколько от этого не страдают. Страдают тренеры и причина их страданий в том, что их действия не приносят должного результата. Здесь есть только одна точная рекомендация – пересмотрите, что вы делаете такого, что ваши танцоры немотивированны:

Каким образом вы берет их ответственность на себя?

Каким образом вы останавливаете их энергию?

Каким образом вы снимаете с них моральную нагрузку?

Как вы своим личным поведением транслируете им низкую мотивацию?

Какова история данного конкретного танцора, приведшая к данному положению вещей?

Как именно родители влияют на данного танцора, и как вы можете помочь им это осознать?

Какая атмосфера в вашем клубе? Какие неписанные нормы витают в ней, и какие правила формируются негласно?

Важно так же помнить, что любая обратная связь, которую вы получаете от вашего танцора или от родителей вашего танцора несут вам информацию о том, что именно происходит, как вы сами влияете на возникновение той или иной ситуации, где вы допустили ошибку и, следовательно, как именно можете ее исправить.

На этом текст моей лекции закончен, я лишь добавлю, что ее текст вы можете найти на моем сайте. По окончании лекции вы можете взять программы психологических тренингов, мою визитную карточку и приобрести мои книги, а сейчас я готова ответить на ваши вопросы.
Категория: Мои статьи | Добавил: Administrator (07.02.2011)
Просмотров: 4146 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Катекории раздела

Мои статьи [10]

Интересные ссылки

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0